На прошлой неделе в украинском баскетболе произошло знаменательное событие. В четверг, в день игры единственного представителя Украины в футбольной Лиге Европы донецкого "Шахтера", в киевском Дворце Спорта на матче "Будивельник" - "Химик" был установлен рекорд посещаемости последних нескольких лет - сразу 4200 зрителей присутствовали на матче. Эти значимые цифры можно было бы списать на встречу лидеров, вот только два дня спустя на дневную игру субботы "Будивельника" и "Бипы" столичный Дворец Спорта собрал 4000 зрителей. Хотелось бы обратить внимание, что игра начиналась в 14:00 - не самое рейтинговое время для проведения мероприятия, - утверждает Сергей Забуранный на сайте 112.ua.
Стоит отметить, что баскетбол нынешнего сезона в киевском Дворце Спорта вызывает стабильно растущий интерес публики. Осенью прошлого года "Будивельник" собрал 2000 зрителей против Николаева, 2200 зрителей пришли на "Будивельник" и "Днепр", а 2500 зрителей собрала игра киевского клуба с командой "Черкасские Мавпы". В новом году замечена положительная динамика роста, в январе игра против тех же "Черкасских Мавп" заинтересовала 3800 зрителей. Как можно заметить из вышеприведенных цифр, баскетбол стал интересен Киеву, это особенно удивительно на фоне падения посещаемости в украинском футболе, в том числе и в столице.
То же киевское "Динамо" обновило ряд антирекордов минувшей осенью не только на внутренней арене, но и в матчах Лиги Чемпионов. Это все можно было списать на уровень жизни населения, ситуацию на востоке, отсутствие интереса к спорту. Однако на деле ситуация выглядит несколько иначе. В Киеве деньги есть – рестораны и кафе заполнены, концерты проходят успешно, а теперь вот и на баскетбол стали ходить лучше. Вывод напрашивается сам собой – значит в киевском "Динамо" недорабатывают в этом вопросе. В продвижении и популяризации продукта так точно, а возможно и в качестве предлагаемого зрелища.
Давайте посмотрим, как это работает в баскетболе на примере киевских игр столичного "Будивельника" во Дворце Спорта.
Билеты на матч стоят от 30 до 100 грн - цифры сопоставимые с матчами футбольного чемпионата Украины. Что получает зритель? Непосредственно сам баскетбол, который по качеству игры пускай не слишком впечатляет, но способен подарить яркие моменты. Зато гораздо важнее обертка, которую предлагают организаторы. Ведущий разогревает публику на протяжении всего матча, группа поддержки танцует в паузах игры. Атаки домашней команды сопровождаются различными звуковыми эффектами приглашенного ди-джея, благодаря чему игра смотрится живей. Для детей рядом с главной площадкой разместили два мини баскетбольных кольца и надувной аттракцион. Детям становится интересно посещение матча, а родителям комфортно там, где детям хорошо, даже если они не разделяют увлечение баскетболом.
Конечно, часть зрителей приходит по пригласительным, которые распространяются в школах, университетах, военных частях, но что важно, с самого начала сезона происходит поощрение покупки билетов, монетизация мероприятия. Так, в большом перерыве среди официально купленных билетов разыгрывается возможность выиграть деньги за точный бросок с центра поля. Каждую новую игру, в случае отсутствия точного попадания, джек-пот растет на 5000 грн. Не так давно первому болельщику удалось сделать точный бросок, и он получил 60 000 грн.
Прямо сейчас на кону новая сумма в 15 000 грн. Помимо бросков с центра поля есть еще один западный прием – кисс-камера, благо пар на баскетбольные матчи ходит достаточно. Иногда практикуются и конкурсы на лучший танец, активную поддержку поощряют сувенирными футболками. Все эти околоматчевые события достаточно динамичны и интересны, в результате зритель не только наблюдает за процессом, он является сам частью процесса. Это подкупает, от того и такая динамика роста интереса.
Что на данный момент может предложить украинский футбол и киевское "Динамо" в частности? Хорошая погода лишь с середины апреля, качество зрелища на поле вряд ли изменится, влияние фанатского движения на трибунах все также слишком велико, чтобы комфортно проводить время с семьей. Это значит, что без серьезных структурных изменений в подходе привлечения зрителей и работы с ультрас ситуация с посещаемостью не изменится. При этом и пенять на то, что спорт людям просто не интересен, уже не получится – успешный пример баскетбола перед глазами. Кажется, что "Динамо" и другим клубам УПЛ стоит пересмотреть свое отношение к зрителю и маркетингу в целом. Подумать над безопасностью, над афишами, стать ближе и понятней молодежи - через учебные заведения, фитнес-центры, кафе. Важно вернуть утраченный интерес зрителя, заинтересовать подрастающее поколение. Но самая главная победа – это когда футбол станет семейным времяпровождением, тогда и можно будет разговаривать хотя бы о частичной окупаемости индустрии. Баскетбол в Киеве сделал первый маленький шажочек к этому, теперь ждем подобного и от футбола.